Открыла для себя Гайдна.
mib
yollo
Сижу и жадно слушаю все, что попадается под руку.

Изящная, смешная, летящая 88 симфония. Она звучит как шутка, как игра, и в ней такое богатство вариаций одной казалось бы темы! А Бернштейн управляет оркестром с помощью глаз и бровей. Подмигивает и гримасничает, пожимает плечами, пританцовывает и улыбается. Очень занимательно и трогательно. И очень отражает настрой самой симфонии.


97ая строгая и торжественная, но все же и в ней будто веселящий газ есть. Куда более сложная мелодически, но слушается и воспринимается так же легко, как популярная музыка. Это часть Лондонских симфоний, а про них часто пишут, что они попроще, т.к. на менее взыскательную публику рассчитывались. И вообще, как я поняла, эти последние симфонии очень популярны, и за них Гайдн более всего известен, но в основном делал он совершенно другое.


Хорошо, идем в более ранние работы. Скажем, 64 симфония. Совершенно разнородные музыкальные фразы сменяют друг друга прямо в первые 30 секунд. ПричемCollapse )

И еще посмотрите великолепную беседу Сергея Невского и Дмитрия Бавильского о Гайдне в Часкоре.

Группа Твоживо
mib
yollo
Группа "Твоживо" (в пер. с польского – "материал", "вещество") более 15 лет работает на стыке социального плаката и граффити, разрисовывает стены, расклеивает постеры и наклейки в общественных местах, делает календари, биллборды и анимацию. В ее состав входили до недавнего времени всего два художника – Мариуш Либел и Кшиштоф Сидорек. В данный момент они работают независимо, однако все работы группы по-прежнему возят по всему миру.

Анимация

Дав волю воображению, они создают фантастические композиции из букв, цифр, слоганов и текстов, сохраняя при этом идеальный порядок и логику в организации деталей. Их плакат можно сравнить с диковинным техническим изобретением или захватывающим рассказом, сюжет которого открывает читателю все новые смыслы. Адресат "Твоживо" – случайный прохожий, который перемещается материально или виртуально в пространстве информационных систем.




Многочисленные работы группы включают настенные росписи и стенсилы, графику и плакаты, иллюстрации, анимацию и многое другоеCollapse )

с 11 по 30 октября на Artlay.

Световой космос Джеймса Таррелла
mib
yollo
Сходила в Гараж на выставку Джеймса Таррелла.

"Таррелл занимается созданием объектов искусства из света и пространства с 1960-х. За почти пятьдесят лет он создал обширную коллекцию работ, которая включает в себя скульптуры, голограммы, инсталляции и архитектурные объекты. Его тщательно продуманные работы являются катализатором для зрителя в его познании феномена восприятия. Улавливая и подчеркивая качества света – мимолетной и непокорной субстанции, – Таррелл создает произведения, которые нужно прочувствовать, а не просто увидеть. Таррелл описывает этот эффект как свойство «чувствовать глазами», как не только эстетический, но и духовный опыт.", - написано в пресс-релизе Гаража.

И это преуменьшение действительности! Таррелл - это световой космос!



В Гараже выставлено несколько его работ: световая скульптура и большие инсталляции с комнату или часть комнаты. Наисильнейшие эмоции я испытала от пространства "Пуруша" (или Ганцфельд? не поняла, как называется), созданное, как я понимаю, в его серии Space Division Constructions.



Это большая очень светлая комната, вход в которую идет из комнаты чуть поменьше по черным ступеням.

Пол комнаты немного под углом, из-за чего пространство дает искажение размеров. У дальнего конца комната обрывается, там просто ровный край и белоснежное ничто (на самом деле, полутораметровая яма и умная подсветка). Все пространство заполнено рассеянным светом, который вызывает ощущение молочного тумана.

Дальняя стена и вход подсвечены, и оттенок освещения постоянно меняется от розового к лиловому. Так вот, что интересно, если повернуться лицом ко входу, можно увидеть стену комнаты, из которой ты поднимаешься по ступеням в пространство. И эта стена, которая видна в проеме, высвечивается то оранжевым, то зеленым - обратным к свету освещения. В итоге перед глазами предстает гигантская плоская цвето-световая картина: светлый (например, бледно-лиловый) проем и яркая (оранжевая) стена дальней комнаты внутри него. Космос!!

Чистый визуальный опыт, и общее чувство счастья. Я будто вошла в картину Ротко. Цвет, свет, фактура, ощущение бесконечного пространства и четкие формы. Смогла уйти из Гаража только потому, что устали глаза :)

Посмотрите на другие его работы.Collapse )

Сходите на выставку, она еще неделю идет.

Кто такой Лешек Можджер?
mib
yollo
"Для польского артиста есть лишь одно разумное решение – быть польским артистом. Без понимания собственных корней трудно сделать мировую карьеру. Я стараюсь быть польским пианистом и играть по-польски, и только в этом случае выходит искренне."





"Рискованно, но я выбрал оба мира, классику - за красоту звука и четкость артикуляции, джаз - за восторг и волнующее чувство неизвестности впереди"



Самое подходящее слово для того, чтобы определить творчество Можджера - непредсказумость.
Он исполняет джазовые вариации Шопена, музыку Адама Маковича, композиции Кшиштофа Комеда и Збигнева Прейснера, играет с Пэтом Метини и Арчи Шеппом, Томашем Станько, Михаилом Урбаняком и Анной Марией Йопек, создает первую в мире транс-оперу по пьесе Шекспира и играет вариации культовых роковых и гранж песен с контрабасистом Ларсом Даниэльсоном.





"Мелодика Шопена и его славянская грусть очень мне близки. И я непрестанно вдохновляюсь гармонией его музыки, а особенно тем, как мастерски Шопен использует уменьшенные аккорды и хроматизм*, который волнует любого джазмена."



"Для меня самым захватывающим в импровизации является то, что я понятия не имею, что сыграю в следующий момент. Я открываю будущее и оно становится настоящим. Несмотря на то, что джазмен использует определенную структуру в своей игре, предсказуемости в ней нет, потому что предсказуемость убивает восторг, ощущение, что мы свидетельсвуем нечто неповторимое на сцене."





Концерт Лешека Можджера в Москве состоится 1 октября 2011 года во Дворце на Яузе в рамках фестиваля культуры Польши.

Купить билет на концерт.

Узнать о других мероприятиях фестиваля можно у организаторов: здесь и вот здесь.

* Хроматизм - это использование всех 12 тонов в музыке для повышения экспрессии. Мелодика хроматического рода воспринималась как красочная и изысканная. Этот метод использовали Бах и Гайдн, Моцарт, но в работах композиторов 18-19 века, например, Шопена и Шуберта, использовался гораздо более интенсивно, а достиг пика у Вагнера. Брукнер и Штраус развили метод до почти что дестабилизации тональной музыки. И, наконец, вся тональная система была отвергнута в атональной музыке Шенберга, Берга, Веберна и Скрябина в начале 20 века.

Слушая фри-джазовые записи 60х-70х
mib
yollo
Краткий экскурс в историю фри-джаза от 50х годов от Сергея Летова и Романа Столяра:

"Free jazz возник в 50-е. Даже в Японии free jazz в 50-е уже существовал (Теруто Соэджима даже опубликовал книгу "Фри джаз в Японии с 1953 до наших дней"). Сам термин, действительно, 60-го года. В 50-е и начале 60-х употребляли 3 термина New Wave, New Thing и Free Jazz. Есть мнение, что свободная импровизация в джазе появилась еще раньше, у Ленни Тристано (1948). 70-е - это уже вторая волна (AACM и т.д.)"
"Сам термин Free Jazz появился в 1960 году вместе с одноимённым названием альбома Орнетта Коулмана. А впервые фри-джаз сыграл пианист Ленни Тристано аж в 1948 году. Правда, тогда для этой музыки не нашлось названия :) Что касается свободной импровизации, то американский композитор и историк Том Нанн пишет, что первая запись свободной импровизации (не фри-джаза!) появилась в 1956 году, и записали её три калифорнийских композитора: Терри Райли, Полин Оливерос и Лорен Раш."

Запись Anthony Braxton & Derek Bailey - First Duo Concert (London) 1974 года. Послушайте, она звучит очень современно.



А вот сольная запись Раско Митчелл (Art Ensemble of Chicago) в том же году. И запись самого Art Ensemble of Chicago 72 года , чтобы далеко не ходить.


Или Арчи Шепп в 65 году - вроде мелодично, но как-то больше не тянет на обычный джаз.


А вот абсолютно фантастическая запись Sun Ra 1965 года - The Heliocentric Worlds of Sun Ra . Реально чувак не из этого мира был.


Стоит дать пару ссылок на основателей направления, конечно.

Один из основателей фри-джаза, Сесил Тейлор мне очень нравится, например, в записи Conquistador! 1973 года. Его записи 50-60х потрясные, но зато здесь хорошо видно, какой переворот в музыке произошел всего лишь за 10 лет. Особенно в сочетании с Брэкстоновской записью 74 года (см. начало поста).

Орнетт Коулман. Абсолютно сумасшедший. Считается, что поворотной точкой во фри-джазе стал альбом Коулмана "Free-jazz" в 1960 году. Просто послушайте.

Записанный в том же году "This is our music", доставляет не меньше.

А вот еще клевое видео - джазовый ландшафт 1960 года - 10 композиций по минуте-полторы - от Фредди Хаббарда до Уэза Монтгомери. Посмотрите его, а потом снова послушайте Free Jazz Коулмана. Это все записывалось одновременно!


Вот здесь есть совсем коротенький очерк об истории фри-джаза.

За музыку спасибо barin99. По-моему, у него можно найти все. :)

Оскар и авангард
mib
yollo
Номинация на Оскар (короткий метр): видеоряд Michel Gagné к музыке Paul Plimley и Barry Guy, альбом Sensology (1995).

"В июне 2006 мы с Нэнси были приглашены в Ванкувер, на международный джазовый фестиваль под руководством замечательного Роберта Рейнбоу из Coastal Jazz. Именно там я впервые услышал блистательного импровизатора Пола Плимли. Я слушал его, закрыв глаза, и испытывал удивительный спектр синестетических ощущений. Сразу после окончания концерта я понял, что жажду запечатлеть эту музыку в анимации. Я поделился своими переживаниями с Робертом, и к моему удивлению и восторгу он воскликнул: "Затем я тебя сюда и притащил!". Я хотел сделать анимацию в области абстрактного искуства с тех времен, когда я открыл для себя работы Оскаора Фишингера, Нормана Макларена, Василия Кандинского, Ива Танги и многих других. Я знал, что музыка Пола Плимли будет идеальным катализатором в такой работе."



Шестиминутный фильм Мишеля Ганье визуализирует отрывок из Sensology, импровизации, которую Пол Плимли (Paul Plimley) записал с другим величайшим авангардным музыкантом, Барри Гаем (Barry Guy) в 1995 году.

"Я принялся за работу, как только вернулся в свою студию. Работа над анимацией была поистине духовным и артистическим опытом. Иногда я чувствовал, как будто я передаю картинки по радио. У меня не было никакого сюжета и почти никакой подготовительной работы. Я просто анимировал поток сознания, слушая музыку еще и еще. В точности, как говорил Кандинский: каждая форма и звук порождают душевную вибрацию. Когда я впервые показал анимацию Полу Плимли, он со слезами на глазах сказал, что я прочел его душу."

9-секундного тизера, опубликованного в сети в 2006 году, хватило, чтобы привлечь внимание студии Pixar. Они связались с Мишелем и пригласили работать над мультфильмом "Рататуй".

В общей сложности работа над Sensology длилась 6 лет. В декабре 2010 года Sensology была включена в список номинаций на Оскар, и получила множество наград на независимых фестивалях анимации по всему миру.

?

Log in